Пройти иголкой сквозь шар
Константин Лавроненко рассказывает о новой работе с Андреем
Звягинцевым
Алена Карась
Константин Лавроненко окончил Школу-студию МХАТ (курс выдающегося
актера и педагога Андрея Алексеевича Попова).
В конце 80-х вошел в группу Владимира Мирзоева в рамках "Творческих
мастерских". Потом работал с Климом, в уникальной театральной
лаборатории. Там же, в спектакле "Пространство божественной комедии
Гоголя "Ревизор", его увидел Андрей Звягинцев. Почти 20 лет спустя
он снял его в своем первом фильме "Возвращение". В 2007 году
Лавроненко стал обладателем Пальмовой ветви Каннского фестиваля за
роль в фильме "Изгнание". О перипетиях судьбы и о новом фильме
Звягинцева мы побеседовали накануне премьеры.
Российская газета : Для тех же, кто знал, откуда ты вышел, это было
не только твоя и Андрея Звягинцева победа. Это была победа целой
театральной генерации, пытавшейся на рубеже 80-90-х делать театр,
непохожий на официальный. Что ты сам думаешь об этом?
Константин Лавроненко : Ох, сложный вопрос ты задала. Как на него
ответить? Да, конечно, я над этим парадоксом думал и думаю. Я тебе
на него непрямо отвечу, можно?
Я вышел из театра лет 10 назад и давно в него не хожу. Не могу. Я в
нем вижу одно и то же: все прекрасные люди, но выходит человек на
сцену и становится точно обрезанным сверху. Еще у Володи Мирзоева, к
которому я попал сразу после института, я стал задумываться - где
возникает и как далеко проникает фальшь, где раздел между жизнью и
профессией, условным и безусловным. На протяжении долгого времени
ответы накапливались как радиация. У Клима - прежде всего.
В сегодняшнем театре люди разделяют собственную жизнь и профессию.
То истинное, серьезное, те самые главные вопросы, которые человек
себе задает, даже если боится сознаться в этом, то есть суть самой
жизни, почему-то вдруг исчезают. Люди говорят о философии, о
создании персонажа, о структуре. А где же сущность, самое главное,
настоящее, с чем человек живет тайно в своих одиноких блужданиях, о
чем он думает по ночам? Актер напрягается, производит энергию,
что-то играет, даже, наверное, хорошо - но я чувствую за него только
неловкость.
Здесь для меня и лежит пропасть, которая отделяет настоящий театр от
его профанации. Да, конечно, "я в предлагаемых обстоятельствах",
только не мелкое мое повседневное "я", а настоящее, глубинное,
бесконечное "Я". Вот как к нему пробиться - к этому серьезному,
бездонному "Я" - это задача и смысл того, что мы делаем.
РГ : Я знаю, что Звягинцев не хотел тебе предлагать роль в своем
втором фильме. Почему?
Лавроненко : Он дал мне почитать сценарий, хотя ему было ясно, что
снимать он меня не будет. Я его понимаю, потому что новый фильм кино
- это новая реальность, новый мир. Когда человек входит в кадр, за
ним тянется какой-то шлейф, облако его предыдущих работ. Именно
поэтому Андрей и продюсер Дмитрий Лисневский сознательно
отказывались от меня. Но я, как только прочел сценарий, понял, что
это мое. В принципе это история про нас всех. Но про меня конкретно.
Мне ее надо было пройти. В итоге нескольких начальных проб Звягинцев
остановился на мне.
Я уверен, что вопрос не в том, какой я актер. Актерство, желание
поиграть, как раз и не нужно здесь. Оно вообще нигде не нужно, а в
этой истории - особенно. Если она тебя ранит в сердце, то к этому и
нужно идти, к этой боли стремиться. У нас часто режиссеры говорят:
"Ты сыграй так, чтобы я понял, что у тебя внутри, что ты
чувствуешь". И актер начинает что-то изображать, чтобы все увидели,
что он чувствует. Чувство вообще не внутри человека! Оно возникает
благодаря каким-то действиям, размышлениям, поступкам, оно -
объективно! А мы - актеры - пытаемся это чувство изобразить, и вот
тогда возникает фальшь и пустота. Клим говорит: "Да что там внутри?
Внутри - кишки, и все. Не надо ничего оттуда доставать. Нужно быть
просто ясным, спокойным; нужно осторожно, точно иголкой прокалывая
воздушный шар, двигаться вперед, держа все под контролем; не быть
сумасшедшим, видеть реальность и одновременно проходить ее насквозь,
не боясь ничего, сохраняя свою собственную суть".
РГ : В "Возвращении" психологические мотивировки отступили, уступив
место символическим конструкциям. Вы с Андреем вообще пренебрегаете
психологией?
Лавроненко : Я тебе такой пример приведу. Когда актер плачет, это
делает ситуацию очень конкретной, определенной. Если же все ведет к
тому, чтобы он плакал, а он не плачет, в этот момент в кадр начинает
входить намного больше, чем определяющая его эмоция. Реальность
расширяется. Неопределенность какого-то персонажа дает зрителю
возможность видеть разные варианты его судьбы. Если зритель хочет,
он идет вместе с нами и проходит самые сложные его уровни.
РГ : Расскажи о своей партнерше - Марии Бонневи.
Лавроненко : Она впитывает все с невероятной интенсивностью. Андрей
давно хотел снять ее. От нее свет идет невероятный. Я уж не говорю
про ее трудолюбие. Был такой момент, когда мы поехали показывать ей
дом в Молдавии, который сделали для съемок. И вот я показываю ей,
как упасть от удара (потому что в этой сцене я ее бью). А их,
оказывается, не учили падать. И вот через две недели мы начинаем
репетировать. Она падает так, что у всех сердце падает - сильно, с
грохотом. Как огромная кукла. С одной стороны - мастерски, а с
другой - так неуклюже и естественно, как в жизни. И так - все восемь
дублей. Оказывается, две недели она ездила на пруд и с переводчицей
отрабатывала это падение в воде. И потом сделала его филигранно.
РГ : Вернемся к твоей победе в Каннах, как ты принял ее?
Лавроненко : Какая-то часть меня до сих пор не понимает, почему это
со мной произошло. Нынешний Каннский фестиваль был очень мощный. И
именно в этом году приходит такая награда. Значит, все-таки
правильно мы думали. Но из-за того, что нас так не признавали дома,
я не перестаю удивляться. Почему-то у нас не умеют радоваться.
Сначала нам говорили, что мы ничего не получим. Потом стали
придумывать, что фестиваль какой-то невнятный. Два венецианских
"Льва", "Золотая пальмовая ветвь" у русских фильмов - ну просто
порадуйтесь. Нет, наши фильмы могут признавать, даже награждать, но
все-таки не принимают.
РГ : Ты начал сниматься в каком-то новом фильме?
Лавроненко : Да, это фильм Александра Мельника под названием "Новая
земля" - огромный блокбастер. Съемки в Норвегии, два месяца в Крыму,
потом в Москве и на Мальте. Это его первый фильм, очень интересный
сценарий.
РГ : Костя, расскажи о своих родных.
Лавроненко : Деда моего по матери, который погиб на войне, звали
Петр Любомирский, он из древнего польского рода. По отцу я из
донских казаков, по матери - из кубанских. А кто такие казаки?
Свободные, вольные люди. Им есть что защищать.
"Российская газета" - Федеральный выпуск №4482 от 3 октября 2007 г.
|